МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 16 октября 2000 г. N 92н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ
УЧЕТУ "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОМОЩИ" ПБУ 13/2000
Во исполнение Программы реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6
марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по
бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000.
2. Положение по бухгалтерскому учету
"Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 применяется в отношении
подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных
после 1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января
2001 г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г.
Министр финансов Российской Федерации А.КУДРИН
По заключению Минюста России от 20 ноября
2000 г. N 9898-ЮД Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н не
нуждается в государственной регистрации.
Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 16 октября 2000 г. N 92н
ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ"
ПБУ 13/2000
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила
формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании
государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме
кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение
экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов
(денежных средств, иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не
рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в
развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов,
занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую
деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие
хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в
отношении экономической выгоды, связанной с:
-
государственным
регулированием цен и тарифов;
-
применением
соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот,
отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых
кредитов и др.);
-
участием
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных
инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения в
бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи,
предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии
именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других
обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных
средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих
формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида
предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов,
отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные
средства подразделяются на:
-
средства
на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством
или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.).
Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями,
ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или
сроки приобретения и владения;
-
средства
на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства,
отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
5. Организация принимает бюджетные средства,
включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии
следующих условий:
-
имеется
уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут
выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры,
принятые и публично объявленные решения, технико - экономические обоснования,
утвержденная проектно - сметная документация и т.п.;
-
имеется
уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть
утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах
бюджетных обязательств, акты приемки - передачи ресурсов и иные соответствующие
документы.
6. В случае предоставления организации
государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные
участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к
бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих
получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению,
определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых
обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных
активов.
7. Бюджетные средства, принятые к
бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения,
отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и
задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств
соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета
денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в
бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с
возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных
средств, капитальных вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета
учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов
организации.
Одновременно по внеоборотным активам,
приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим
правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета
целевого финансирования производится на систематической основе:
-
суммы
бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - на протяжении срока
полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим
правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с
выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение
внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам.
При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов
при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением
в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере
начисленной амортизации на финансовые результаты организации как
внереализационные доходы;
-
суммы
бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания
расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое
финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия
к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, начисления
оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с
последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально -
производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание
услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного
характера.
Если выделение бюджетных средств связано с
выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится
списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться
исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в
установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в
предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по
таким средствам и увеличение финансового результата организации как
внереализационные доходы.
11. Любые условные обязательства и условные
активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными
средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету
"Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98 (утверждено
Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован в Минюсте
России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).
12. Если организация фактически получила
бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия
предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются
возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств,
капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое
финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация
выполнит условия их предоставления.
13. Если в отчетном году возникают
обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы,
признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5
настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные
записи.
14. Если в отчетном году возникают
обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства,
полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму,
подлежащую возврату, производится запись:
-
в
части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов
- в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их
возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и
восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств
и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов
будущих периодов;
-
в
части бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в уменьшение
целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если
сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого
финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете
производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и
возникновение задолженности по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных
средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные
средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления
их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
III. Учет бюджетных кредитов и прочих форм
государственной помощи
16. Бюджетные кредиты, предоставленные
организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для
учета заемных средств.
17. Если при предоставлении бюджетных
кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении
определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов,
и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти
условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим
Положением для учета бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода,
которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на
безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с
пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной
хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для
целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами
государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в
случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых
результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской
отчетности в пояснительной записке.
20. Остаток средств по счету учета средств
целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств
отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих
периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".
21. Суммы бюджетных средств, признанные в
бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в
качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе
внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, признанные в
бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего
Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом
14 настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в
составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в
отчетном году.
22. В бухгалтерской отчетности организации
подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении
государственной помощи:
-
характер
и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
-
назначение
и величина бюджетных кредитов;
-
характер
прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает
экономические выгоды;
-
не
выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных
средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.